Конкурс Колоколова — обзор работы призера

4904
Конкурс Колоколова — обзор работы призера

Конкурс Колоколова — обзор работы призераАгейкова Виктория, аналитик в агентстве Email Soldiers. Мы занимаемся построением онлайн-коммуникаций для клиентов, а бизнес-аналитика помогает оценивать эффективность разных маркетинговых каналов. Внутри компании мы также используем отчётность в Power BI.

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

В апреле 2020 года прошел конкурс на лучший дашборд по продажам от Алексея Колоколова. Интересное и полезное мероприятие, которое позволило взглянуть на прикладную задачу не только глазами директора, но и коллег из других компаний. В этом конкурсе я поучаствовала и хочу поделить результатами.

Задание

Участникам предоставили данные о компании, которая работает с B2B-клиентами, предоставляя шесть направлений услуг. Есть квартальный план по количеству сделок и суммам контрактов. Фактические продажи, как и все поступающие заявки, фиксируются в системе с некоторыми дополнительными полями.  

Необходимо было создать интерактивный дашборд для директора по продажам за один квартал, который давал бы ответы на вопросы в нескольких разрезах:

  1. общая информация о продажах;
  2. результативность работы отдела продаж;
  3. услуги и клиенты.

Исходные данные 

Фактические данные 

Обработанная и обезличенная выгрузка из AmoCRM. Каждая строка — одна заявка. Поле «Этап сделки» содержит последнее актуальное значение. Воронка продаж состоит из следующих этапов:

  1. получение лида;
  2. встреча, проведение презентации;
  3. выставление коммерческого предложения (КП);
  4. согласование, дожим клиента;
  5. подписание договора, выставление счета;
  6. получение аванса, старт работ по проекту.

Сделка считается успешной, если находится на пятом или шестом этапе. Сумма контракта означает полученный доход. Бюджет сделки — это лишь возможный доход со сделок, которые находятся на этапах 1–4. 

У каждой сделки есть ответственный менеджер. Всего в отделе продаж 4 менеджера.

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

Плановые данные 

У компании есть план с разбивкой по услугам для:

  • общего количества сделок;
  • общей суммы контрактов;
  • сумм контрактов по менеджерам.

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

Анализ исходных данных

Анализ исходных данных — обязательный и основной этап работы любого проекта, поскольку качественные и точные данные — главный залог успеха хорошего отчета.

В работе я часто сталкивалась с amoCRM и понимаю, что представленные данные отражают лишь небольшую часть того, что в действительности может возвращать amoCRM и что было бы полезно отслеживать. Например, историю перехода заявки от одного этапа воронки к другому. В группе Алексея в фейсбуке были недовольства со стороны участников по поводу того, что не хватает тех или иных исходных данных. 

Однако я предлагаю смотреть на ситуацию непредвзято:  

  1. Не забывать, кто конечный пользователь отчета

В данном случае это директор компании. Директору главное понимать, как идут продажи и что ожидать в будущем. Вряд ли ему будут интересны детали работы и разные статистические анализы. Если отчет будет слишком перегружен и непонятен с первых минут, директор таким отчетом пользоваться не будет.Не существует идеальных данных.

В этом я каждый раз удостоверяюсь на личном опыте. Всегда бывает либо что-то настроено неправильно, либо считается не так, либо не сходится по разным причинам.

2. Не существует идеальных данных.

В этом я каждый раз удостоверяюсь на личном опыте. Всегда бывает либо что-то настроено неправильно, либо считается не так, либо не сходится по разным причинам. 

3. Уметь работать с тем, что имеется.

На самом деле в полученной выгрузке достаточно информации не только для директора, но и для проведения более глубокого анализа. Нужно помнить, кто является конечным пользователем вашего отчета и необходима ли такая информация ЛПР. 

Исходные данные для конкурса были предварительно подготовлены и очищены организаторами, поэтому на их анализ и обработку ушло очень мало времени. Оставалось привести данные к более красивому и читаемому виду. Например, избавиться от номеров в поле “Этап продаж”.

Решение

Моя главная цель при проектировании отчета — соединить информативность и лаконичность так, чтобы отчет был понятным для восприятия с первого взгляда.

При просмотре отчета, сразу видна главная информация:

  • как выполняется план по сделкам и суммам контрактов в компании;
  • как выполняется план менеджерами;
  • какова реальная воронка продаж;
  • какие компании уже заключили сделки, а какие еще в процессе;
  • рейтинг источников и услуг;
  • прогноз продаж;
  • с какими клиентами необходимо срочно работать, чтобы не упустить их.

Однако, используя срезы, можно получить много оперативной и аналитической информации:

  • какой источник приносит больше всего реальных клиентов;
  • как отличается поведение лидов в зависимости от месяца попадания в воронку;
  • где сильные и слабые места в работе менеджеров;
  • кому и когда пора делать допродажи;
  • на какие услуги растет или падает спрос.

Директор при использовании отчета быстро получает всю необходимую информацию о состоянии работы компании. Но дополнительно проанализировав данные, можно принять полезные управленческие решения:

  • перераспределить бюджет на рекламу, вкладывая больше инвестиций в прибыльные каналы;
  • перестроить работу отдела продаж, закрепив за каждым менеджером работу с теми услугами, с которыми у него получается работать лучше всех;
  • продвигать наиболее прибыльные услуги и др.

И еще немного о самом отчете.

Функционал

Для тех, кто не знаком с Power BI и не умеет им пользоваться, в отчете есть страница со справочной информацией. Кратко дано описание метрик и как они рассчитываются, а также как работать с отчетом.

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

Советую включать подобные справочные страницы в любой отчет.

Все основные метрики рассчитаны с помощью мер с обработкой пустых значений. Это позволяет избежать появления некрасивого значения (Blank) на карточках и исчезновения некоторых показателей с графиков

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

Переход по страницам осуществляется с помощью навигационной панели. 

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

Поэтому я убрала стандартную панель навигации Power BI для перехода между страницами отчета. 

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

Если еще не знаете, как это сделать, то все гениальное просто — скройте все страницы, кроме первой. 

Активно используйте подсказки визуальных элементов. Это поможет обогатить отчет данными и не перегружать его визуально.

Можно использовать:

  •  стандартные возможности

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

На диаграмме показан рейтинг источников по количеству поступивших лидов. Однако при наведении можно увидеть, сколько из них успешных и возможных сделок. Необходимо все лишь добавить эти два параметра в после «Подсказка».

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

  • расширенные возможности

Конкурс Колоколова — обзор работы призера

Учитывайте, что информация в окне подсказки должна отображаться полностью, поскольку функционала скроллинга в подсказках нет.

В отчете на странице «Анализ продаж» для фильтрации данных я использовала срезы, установить которые можно, выбрав необходимые параметры на визуальных элементах. Это позволяет сэкономить место для отображения важных показателей.  

На странице «Менеджеры и клиенты» дополнительно для большей информативности появляется панель фильтров.

Дизайн

  1. Разрешение

Возможно, кому-то это покажется интересным решением. Весь отчет имеет нестандартное разрешение, а именно Full HD. Блоки смотрятся компактно и аккуратно. Появляется больше маневренности в расположении элементов и построении макета.

2. Цветовая гамма

Фон и карточки имеют нейтральные оттенки и не отвлекают от основных показателей. Для более наглядной связи данных в отчете используется условное обозначение цветом.  Например, зеленый — это лиды, оранжевый — сумма контракта, синий — успешные сделки. Такая классификация наблюдается во всем отчете.

3. Структура

Расположены блоки по правилам построения дашбордов: сверху важные числовые показатели, далее элементы расположены по убыванию степени важности информации — слева направо и сверху вниз.

Судьи конкурса пришли к выводу, что этот отчет является самым «прозрачным». К явным плюсам отнесли:

  • интуитивно понятный интерфейс;
  • аккуратную верстку;
  • дизайн;
  • понятные метрики и выборки данных.

Моя работа заняла 3-е место в конкурсе. Первое и второе место распределили между отчетами, сделанные в Qlik и Tableau, поскольку содержали больше аналитической информации. 

Примечание редактора. Привет, это Алексей Сидоров! Я принимал участие в этом конкурсе со стороны жюри. Во-первых, я хотел бы отметить и поблагодарить Алексея за организацию. Алексей вкладывает личные силы и средства в развитие рынка и специалистов в отрасли — это очень здорово. 

Во-вторых, я хотел бы поздравить и подблагодарить всех участников. Независимо от призовых мест, все те, кто приступил к выполнению задания и смог поднять свой уровень владения Power BI — тоже молодец.