Данную статью отправил нам один из читателей блога, что нам весьма приятно. Значит таки не зря мы ведем нашу пропаганду. Так победим!
Аналитика для микробизнеса – это стрельба по воробьям из пушки. В этом меня уверяли друзья, которым я рассказал про Power BI, знающие, что торговать посудой я начал полгода назад. Ни сайта, ни, толком, продаж, а прайс-лист в экселе прокручивается за пару секунд. И всё же я «заморочился», больше из-за собственного интереса и отсутствия в моей деятельности применения инженерных скилов.
Итак, меня зовут Василий, моим хобби является барное мастерство, я веду блог и снимаю ролики про приготовление различных коктейлей для новичков. Кроме этого я немного торгую в интернете барным инвентарем, именно тут я и решил применить Power BI. Зачем всё это простому ИП, что из этого вышло и стоила ли овчинка выделки – в моём личном опыте использования Power BI я описал ниже.
Зачем и кому
Если войну между «гуманитариями» и «технарями» перенести в сферу бизнес-аналитики, можно увидеть две принципиальных позиции, каждая из которых по-своему не идеальна:
- Давайте мониторить и анализировать вообще всё (и тут могут начаться игры в бизнес, за которыми уже не хватает времени на сам бизнес) и
- Какая ещё бизнес-аналитика, Петров! Отчёт мне в экселе принеси! (и тут люди упускают очевидные плюсы, которые могут дать хорошие отчёты и продолжают копаться в экселях).
Сам я думал, что аналитика – это сложно, а мне лично – так и подавно не нужна. По крайней мере, – пока. А если быть совсем честным – вообще об этом не думал. Не было такой потребности. Ведь все инструменты решают какую-то задачу или помогают справиться с какой-то проблемой. А у меня ни задачи ни стояло, ни проблемы не было.
Попробовать поковыряться в Power BI я решил просто ради интереса, потому что мои друзья (предвижу крики “ага, реклама!”, но почему-то когда кто-то пишет “сделал табличку в экселе” – никто не считает это рекламой) рассказали мне про относительно новый продукт от Microsoft, который, по их словам “может стать стандартом отрасли”. В общем, я не спеша зарегистрировался, посмотрел возможности и как-то меня зацепило. Да так, что я сразу начал придумывать себе задачи.
Что решаем?
Первая нарисовалась сама собой. Данные я вдруг захотел видеть всегда и везде – типа я крутой бизнесмен и типа мне нужно отслеживать продажи с мобильного (на самом деле нет). Для этого нужно было перевести все данные в облако, чтобы Power BI конектился к ним сам, а результаты я мог видеть как с работы, так и из дома (ах да, я ещё и приложение себе недавно поставил, теперь совсем как биг босс). И вот уже за эту простую истину (что эксель в облаке, который можно править отовсюду удобнее файла на домашнем компьютере) я уже Power BI благодарен. Потому что всё пришлось перенести в он-лайн, а раньше я постоянно забывал внести данные о продаже или приходе товара. Теперь всё “под рукой”.
Вторая задача нарисовалась из первой. Продажи есть – хочу график. Тут оказалось всё просто. Подружил Power BI с экселем в облаке, показал в каком столбце дата, в каком – продажи. Вуаля.
Дальше – больше. Единственный канал продаж моего товара – группа во Вконтакте. Рекламу я никогда нигде не давал, соответственно мне (да ещё и как СММ-щику поневоле) стало интересно – есть ли связь с посещаемостью группы и продажами.
Тут стоит сделать отступление и заметить, что холивары на эту тему не прекращаются до сих пор и много уже копий было поломано по обе стороны баррикад – одни считают, что SMM не продаёт и никогда не продавал, другие верят, что грамотный контент – это наше всё и рано или поздно он конвертируется в продажу. Поэтому для некоторых мои откровения могут стать срывом покровов.
Для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос я полез в ВК и выгрузил оттуда статистику посещаемости группы в привычном формате .xsl. Снова кинул её в облако и снова подружил этот файлик с Power BI. Получилось вот так:
Соединить обе картинки на одном графике у меня, как у новичка, почему-то не очень получалось (так как, повторюсь, – опыта работы с Power BI у меня не было вообще никакого), поэтому я просто натащил один на другой, изменив, для понятности, в одной картинке цвет. Бинго!
Итого, в сухом остатке и языком цифр – связь между посещаемостью группы во Вконтакте и продажами товара в этой же группе есть и она прямая. Шах и мат, господа скептики.
Отдельно хочу заметить, что все данные истинны, а разброс посещаемости соответствует случайной дисперсии. Т.е. иногда годные посты вызывают репосты и виральный охват повышается, иногда – нет. Но зависимость игнорировать сложно. В тот самый момент я прозрел и стал совершенно иначе относится к администрированию своего паблика. За что также благодарен Power BI. Второй плюсик “почему стоит начать”, если кто не считает. Тут, кстати, кто-то может заметить, что построить графики мог и эксель, на что я парирую – мог, но Power BI делает это “сам”, быстрее, красивее, “автоматичнее”, да ещё и держит ваш отчёт в облаке – можно хоть с телефона в удобном приложении посмотреть. Я уже молчу про то, что на панель мониторинга можно вытянуть любые ваши визуализации, а нужных отчётов может быть много и переключаться между ними – проще, чем искать данные в экселе.
На этом я почти успокоился и решил лишь добавить пару визуализаций, которые показывают сколько и какого товара у меня в наличии. Зачем? В моём микробизнесе ни о каких 1С и CRM (шутите?) и речи не идёт, все товары в скромной эксель-табличке, наименований – штук 100 и часть всего инвентаря – хранится дома. Соответственно нужно как-то отслеживать что есть в наличии, а чего нет. Мне повезло (или нет?) – но я педант и с самого начала веду табличку с листами “склад приход”, “склад расход” и “остаток на складе”. Но выискивать в табличке, которая не помещается на экране, нули в определённых ячейках и искать соответствия им в артикулах мне не очень нравилось. Поэтому я решил, что на моей панели мониторинга (само собой, одной мне вполне хватит) должны отображаться те товары, которых осталось меньше трёх. Чтобы “сижу я такой на работе, принимаю заказ, смотрю в телефон и сразу вижу – стоит ли дозаказать ещё немного золотых шейкеров или пока хватит”. Удобно? Ещё бы!
Сюда же я прикрутил отображение самых продаваемых товаров, наиболее популярных способов доставки (так как выбирал с кем бы мне заключить договор) и гистограммы с накоплением по общему состоянию дел (продажи, инвестиции, затраты и закупка).
На этом я почти успокоился и ещё какое-то время просто радовался текущему состоянию дел. Какой, мол, я молодец – вношу данные удалённо в эксельку, а Power BI мне всё красиво считает и показывает. Вкладку с отчётом, к слову, я никогда не закрываю ни на рабочем, ни на домашнем компьютере – она всегда висит фоном, так что в любой момент времени, когда я могу уделить полчасика своему бизнесу, я просто смотрю что там происходит и либо успокаиваюсь, либо что-то делаю (заказываю товар, пишу новый контент для паблика и т.д.).
Однако через очень скоро мой отчёт по продажам стал выглядеть вот так:
Разбирать в этом хаусе что либо (а тем более сделать из этого вывод) стало всё сложнее и сложнее, поэтому мне пришлось освоить новые для меня фишки – такие, как создание мер и работу с календарём. Результат я вам пока не покажу, потому что он ещё страшненький, а я только учусь, но зато я теперь уже почти могу видеть отчётность по конкретным датам, а продажи в деньгах – по штукам, которые приносят эти продажи и много чего ещё. Но об этом – в следующей статье. А эту мы закроем ответом на вопрос, который задавал я сам себе в заголовке (лукавлю – это для привлечения внимания, сам для себя я уже давно всё понял): “Зачем микробизнесу аналитика?”. Для удобства. Для экономии времени. Для помощи, одним словом. Помощи в быстром принятии решений. Соглашусь, что далеко не каждому это всё вообще нужно. Но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, а ведь все мы хотим много зарабатывать и виллу в Испании, верно? Т.е. нужно быть готовым к тому (и хотеть этого всей душой), что ваш бизнес разрастётся, информации будет много, а решения надо будет принимать верные и быстро.
Вы же записываете с первых шагов отчётность в экселе, а не в блокнотик (я надеюсь)? Аналогично нужно поступать и с аналитикой – любить её с самого начала. Благо это, как оказалось, совсем не сложно. У меня, гуманитария, – получилось, причём большую часть работы я сделал интуитивно. Чему-то, конечно, пришлось поучиться в этом блоге, где-то видео посмотреть, но, в целом, на первую версию отчёта я потратил пару-тройку вечеров под пиво (да, большую часть блога к тому моменту я уже прочитал). Но и выгоды я получил от этого немало. Включая экономию времени и удобство.
Вторая версия, которая сейчас находится в процессе работы, конечно, требует более продвинутых знаний (и, откровенно говоря, я понял, что и в первой версии многое неправильно делал) и больше времени на работу, но ведь никто не говорит, что вы должны делать это сами. Я смог “проапгрейдить”свои отчёты после посещения мастер-класса, может кто-то сможет и сам, но если бы у меня был большой бизнес я, не задумываясь, доверил бы эту работу профи.
А пока развиваюсь сам, попутно изучая Power BI и его возможности, которых для моих скромных потребностей – более чем достаточно. Бизнес-аналитика для микробизнеса? Мой ответ – да!