Зачем микробизнесу аналитика? Читатели пишут.

1672
Зачем микробизнесу аналитика? Читатели пишут.

Данную статью отправил нам один из читателей блога, что нам весьма приятно. Значит таки не зря мы ведем нашу пропаганду. Так победим!

Аналитика для микробизнеса – это стрельба по воробьям из пушки. В этом меня уверяли друзья, которым я рассказал про Power BI, знающие, что торговать посудой я начал полгода назад. Ни сайта, ни, толком, продаж, а прайс-лист в экселе прокручивается за пару секунд. И всё же я «заморочился», больше из-за собственного интереса и отсутствия в моей деятельности применения инженерных скилов.

Итак, меня зовут Василий, моим хобби является барное мастерство, я веду блог и снимаю ролики про приготовление различных коктейлей для новичков. Кроме этого я немного торгую в интернете барным инвентарем, именно тут я и решил применить Power BI. Зачем всё это простому ИП, что из этого вышло и стоила ли овчинка выделки – в моём личном опыте использования Power BI я описал ниже.

Зачем и кому

Если войну между «гуманитариями» и «технарями» перенести в сферу бизнес-аналитики, можно увидеть две принципиальных позиции, каждая из которых по-своему не идеальна:

  1. Давайте мониторить и анализировать вообще всё (и тут могут начаться игры в бизнес, за которыми уже не хватает времени на сам бизнес) и
  2. Какая ещё бизнес-аналитика, Петров! Отчёт мне в экселе принеси! (и тут люди упускают очевидные плюсы, которые могут дать хорошие отчёты и продолжают копаться в экселях).

Сам я думал, что аналитика – это сложно, а мне лично – так и подавно не нужна. По крайней мере, – пока. А если быть совсем честным – вообще об этом не думал. Не было такой потребности. Ведь все инструменты решают какую-то задачу или помогают справиться с какой-то проблемой. А у меня ни задачи ни стояло, ни проблемы не было.

Попробовать поковыряться в Power BI я решил просто ради интереса, потому что мои друзья (предвижу крики «ага, реклама!», но почему-то когда кто-то пишет «сделал табличку в экселе» – никто не считает это рекламой) рассказали мне про относительно новый продукт от Microsoft, который, по их словам «может стать стандартом отрасли». В общем, я не спеша зарегистрировался, посмотрел возможности и как-то меня зацепило. Да так, что я сразу начал придумывать себе задачи.

Что решаем?

Первая нарисовалась сама собой. Данные я вдруг захотел видеть всегда и везде – типа я крутой бизнесмен и типа мне нужно отслеживать продажи с мобильного (на самом деле нет). Для этого нужно было перевести все данные в облако, чтобы Power BI конектился к ним сам, а результаты я мог видеть как с работы, так и из дома (ах да, я ещё и приложение себе недавно поставил, теперь совсем как биг босс). И вот уже за эту простую истину (что эксель в облаке, который можно править отовсюду удобнее файла на домашнем компьютере) я уже Power BI благодарен. Потому что всё пришлось перенести в он-лайн, а раньше я постоянно забывал внести данные о продаже или приходе товара. Теперь всё «под рукой».

Вторая задача нарисовалась из первой. Продажи есть – хочу график. Тут оказалось всё просто. Подружил Power BI с экселем в облаке, показал в каком столбце дата, в каком – продажи. Вуаля.

Зачем микробизнесу аналитика? Читатели пишут.

Дальше – больше. Единственный канал продаж моего товара – группа во Вконтакте. Рекламу я никогда нигде не давал, соответственно мне (да ещё и как СММ-щику поневоле) стало интересно – есть ли связь с посещаемостью группы и продажами.

Тут стоит сделать отступление и заметить, что холивары на эту тему не прекращаются до сих пор и много уже копий было поломано по обе стороны баррикад – одни считают, что SMM не продаёт и никогда не продавал, другие верят, что грамотный контент – это наше всё и рано или поздно он конвертируется в продажу. Поэтому для некоторых мои откровения могут стать срывом покровов.

Для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос я полез в ВК и выгрузил оттуда статистику посещаемости группы в привычном формате .xsl. Снова кинул её в облако и снова подружил этот файлик с Power BI. Получилось вот так:

Зачем микробизнесу аналитика? Читатели пишут.

Соединить обе картинки на одном графике у меня, как у новичка, почему-то не очень получалось (так как, повторюсь, – опыта работы с Power BI у меня не было вообще никакого), поэтому я просто натащил один на другой, изменив, для понятности, в одной картинке цвет. Бинго!

Зачем микробизнесу аналитика? Читатели пишут.

Итого, в сухом остатке и языком цифр – связь между посещаемостью группы во Вконтакте и продажами товара в этой же группе есть и она прямая. Шах и мат, господа скептики.

Отдельно хочу заметить, что все данные истинны, а разброс посещаемости соответствует случайной дисперсии. Т.е. иногда годные посты вызывают репосты и виральный охват повышается, иногда – нет. Но зависимость игнорировать сложно. В тот самый момент я прозрел и стал совершенно иначе относится к администрированию своего паблика. За что также благодарен Power BI. Второй плюсик «почему стоит начать», если кто не считает. Тут, кстати, кто-то может заметить, что построить графики мог и эксель, на что я парирую – мог, но Power BI делает это «сам», быстрее, красивее, «автоматичнее», да ещё и держит ваш отчёт в облаке – можно хоть с телефона в удобном приложении посмотреть. Я уже молчу про то, что на панель мониторинга можно вытянуть любые ваши визуализации, а нужных отчётов может быть много и переключаться между ними – проще, чем искать данные в экселе.

На этом я почти успокоился и решил лишь добавить пару визуализаций, которые показывают сколько и какого товара у меня в наличии. Зачем? В моём микробизнесе ни о каких 1С и CRM (шутите?) и речи не идёт, все товары в скромной эксель-табличке, наименований – штук 100 и часть всего инвентаря – хранится дома. Соответственно нужно как-то отслеживать что есть в наличии, а чего нет. Мне повезло (или нет?) – но я педант и с самого начала веду табличку с листами «склад приход», «склад расход» и «остаток на складе». Но выискивать в табличке, которая не помещается на экране, нули в определённых ячейках и искать соответствия им в артикулах мне не очень нравилось. Поэтому я решил, что на моей панели мониторинга (само собой, одной мне вполне хватит) должны отображаться те товары, которых осталось меньше трёх. Чтобы «сижу я такой на работе, принимаю заказ, смотрю в телефон и сразу вижу – стоит ли дозаказать ещё немного золотых шейкеров или пока хватит». Удобно? Ещё бы!

Сюда же я прикрутил отображение самых продаваемых товаров, наиболее популярных способов доставки (так как выбирал с кем бы мне заключить договор) и гистограммы с накоплением по общему состоянию дел (продажи, инвестиции, затраты и закупка).

Зачем микробизнесу аналитика? Читатели пишут.

На этом я почти успокоился и ещё какое-то время просто радовался текущему состоянию дел. Какой, мол, я молодец – вношу данные удалённо в эксельку, а Power BI мне всё красиво считает и показывает. Вкладку с отчётом, к слову, я никогда не закрываю ни на рабочем, ни на домашнем компьютере – она всегда висит фоном, так что в любой момент времени, когда я могу уделить полчасика своему бизнесу, я просто смотрю что там происходит и либо успокаиваюсь, либо что-то делаю (заказываю товар, пишу новый контент для паблика и т.д.).

Однако через очень скоро мой отчёт по продажам стал выглядеть вот так:

Зачем микробизнесу аналитика? Читатели пишут.

Разбирать в этом хаусе что либо (а тем более сделать из этого вывод) стало всё сложнее и сложнее, поэтому мне пришлось освоить новые для меня фишки – такие, как создание мер и работу с календарём. Результат я вам пока не покажу, потому что он ещё страшненький, а я только учусь, но зато я теперь уже почти могу видеть отчётность по конкретным датам, а продажи в деньгах – по штукам, которые приносят эти продажи и много чего ещё. Но об этом – в следующей статье. А эту мы закроем ответом на вопрос, который задавал я сам себе в заголовке (лукавлю – это для привлечения внимания, сам для себя я уже давно всё понял): «Зачем микробизнесу аналитика?». Для удобства. Для экономии времени. Для помощи, одним словом. Помощи в быстром принятии решений. Соглашусь, что далеко не каждому это всё вообще нужно. Но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, а ведь все мы хотим много зарабатывать и виллу в Испании, верно? Т.е. нужно быть готовым к тому (и хотеть этого всей душой), что ваш бизнес разрастётся, информации будет много, а решения надо будет принимать верные и быстро.

Вы же записываете с первых шагов отчётность в экселе, а не в блокнотик (я надеюсь)? Аналогично нужно поступать и с аналитикой – любить её с самого начала. Благо это, как оказалось, совсем не сложно. У меня, гуманитария, – получилось, причём большую часть работы я сделал интуитивно. Чему-то, конечно, пришлось поучиться в этом блоге, где-то видео посмотреть, но, в целом, на первую версию отчёта я потратил пару-тройку вечеров под пиво (да, большую часть блога к тому моменту я уже прочитал). Но и выгоды я получил от этого немало. Включая экономию времени и удобство.

Вторая версия, которая сейчас находится в процессе работы, конечно, требует более продвинутых знаний (и, откровенно говоря, я понял, что и в первой версии многое неправильно делал) и больше времени на работу, но ведь никто не говорит, что вы должны делать это сами. Я смог «проапгрейдить»свои отчёты после посещения мастер-класса, может кто-то сможет и сам, но если бы у меня был большой бизнес я, не задумываясь, доверил бы эту работу профи.

А пока развиваюсь сам, попутно изучая Power BI и его возможности, которых для моих скромных потребностей – более чем достаточно. Бизнес-аналитика для микробизнеса? Мой ответ – да!