
Ни для кого не секрет, что работа с данными является одной из важнейших задач в бизнес сфере. Не важно какое у вас направление бизнеса (общепит, строительство, магазины), хорошо структурированные данные помогут вам наиболее качественно отражать состояние компании и тем самым увеличить эффективность управления бизнесом.
Общий термин, которым можно охватить деятельность по переводу неструктурированной информации в полезные знания, пригодные для анализа – это BI (Business intelligence).
Внедрение классических инструментов BI является достаточно трудоемким и требует немалых капиталовложений и времени. В сам процесс получения каких-либо отчетов вовлекается несколько человек. Это специалисты, которые занимаются получением, хранением и защитой данных, предоставлением инструментов для работы с данными, а также специалисты, которые эти данные будут интерпретировать. Все эти сложные взаимодействия могут привести к задержке получения необходимого анализа.
В последнее время стали популярны такие инструменты, как Self-Service BI. Эти инструменты позволяют создавать отчеты людям, которые не имеют глубоких познаний в BI и анализе данных, поэтому любой пользователь (например, маркетолог) может быстро получить доступ к данным, создать отчет и на его основе делать выводы и строить стратегии развития.
Выделим некоторые положительные стороны использования Self-Service BI:
- возможность создавать отчеты не, обладая большими познаниями в ИТ;
- уменьшенная стоимость и упрощенная интеграция по сравнению с классическими BI;
- быстрое получение результатов;
- некоторые инструменты предоставляют возможность анализировать отчеты на различных устройствах.
Отчеты создаются пользователями, которые знают, какие именно данные им нужны и как их использовать для описания картины их бизнеса, а не сторонними людьми, которые не знают всех нюансов. Из всего этого можно выделить негативную сторону – Self-Service BI накладывает ответственность на пользователей за качество результатов, так как основная работа по сбору и обработке информации лежит именно на них.
По мнению исследовательской компании Gartner, Self-Service BI платформы должны обладать определенными критериями. Перечислим некоторые из них:
- Инфраструктура. Это понятие включает безопасность, возможность подключения к различного рода данным, возможность управления данными как локально, так и в облаке.
- Управление данными. BI инструмент должен использовать общую семантическую модель и метаданных, обладать возможностью управления загрузкой данных и обновлением, а также обеспечивать быстрый поиск, хранение, использование и публикацию объектов метаданных (показателей). Хорошо, если инструмент использует современные инновационные технологии (машинное обучение) для интеллектуальной работы с данными. В этот критерий входит определение уровня обработки большого объема данных и сложных моделей данных, а также оптимизация производительности.
- Анализ и создание отчетов. На сколько большой объем визуальных элементов для анализа и возможность взаимодействовать с ними включает в себя платформа? Может ли инструмент автоматически создавать некоторые показатели, нужные пользователю, не требуя его участия? Предоставляет ли продукт возможность разработки отчетов для мобильных устройств с использованием их преимущества (сенсорный экран, камера, определение местоположение и др.)?
- Совместное использование. Платформа должна давать возможность для интеграции её в общий бизнес-процесс; возможность совместного использования отчетов (посредством публикаций), что дает пользователям доступ к совместному обсуждению, анализу, отслеживанию информации.
- Общие возможности. В этот пункт входит простота в использовании, визуальная привлекательность, количество используемых продуктов для достижения цели (все функции доступны в одном или для этого необходим еще один инструмент).
Подробнее об этом вы можете почитать в публикации “Critical Capabilities for Business Intelligence and Analytics Platforms.”
По данным компании Gartner, рынок Self-Service BI инструментов выглядит следующим образом:
По оси X определяется “Полнота видения” (Completeness of vision), которая включает:
- понимание тенденций рынка (понимание того, что сейчас нужно пользователям и наличие возможностей это реализовать);
- маркетинговую стратегию;
- стратегию продаж;
- продуктовую стратегию;
- отраслевую стратегию (насколько хорошо продукт может удовлетворять потребности различных отраслей);
- инновации (предоставляет ли продукт уникальные и востребованные возможности?);
- географическая стратегия (может ли вендор удовлетворить потребности зарубежных клиентов напрямую или через партнеров?).
По оси Y определяется “Эффективность платформы” (Ability to execute), которая включает:
- конкурентоспособность продукта;
- жизнеспособность (какое общее финансовое положение компании и продолжит ли она инвестировать в свой продукт?)
- ценообразование;
- реакцию на изменение рынка;
- помощь клиентам в обучении;
- выполнение поставленных задач.
Таким образом область разбивается на 4 квадрата:
Лидеры (Leaders) – это те, кто хорошо выполняют все свои функции и обещания, имеют отличное представление о развитии своего продукта и успешно этому следуют.
Претенденты (Challengers) – имеют хорошие возможности для успеха на рынке, однако они не обладают четким пониманием стратегии своего развития.
Стратеги (Visionaries) – хорошее понимание тенденций рынка, но не хватает каких-либо ресурсов для расширения функционала.
Нишевые игроки (Niche players) – обладают ограниченными возможностями, поэтому они ориентированы на определенный сегмент рынка.
Давайте кратко рассмотрим лидеров этого рейтинга.
Tableau
Довольно старый игрок на рынке. Tableau предлагает три основных продукта: Tableau Desktop, Tableau Server, Tableau Prep и Tableau Online (облачное предложение). Хорошо отзывается на рыночные изменения, что отражается на постоянном улучшении продукта и смены ценовой политики (хотя цены не самые низкие на рынке, от 70$).
Большой набор визуализаций; понятный, но не интуитивный и немного скучный интерфейс; множество функций для работы с данными; различные варианты внедрения (персональный, мобильный, корпоративный).
Но среди всего этого пользователи отмечают некоторые проблемы с производительностью при работе со сложными моделями данных. Не является в лидерах по инновациям.
Qlik
Это продукт, который позиционирует себя как лидер в инновационной нише. Qlik предлагает достаточно большой ряд продуктов, имеющие разный функционал, среди которых основными считаются Qlik Sense, QlikView, Qlik Analytics. Поддерживает несколько источников данных, сложные модели и сложные вычисления. Большой список различных визуализаций.
Есть бесплатная лицензия для персонального использования, но она не дает возможности открывать документы, созданные другими пользователями. Платные варианты не сказать, что бюджетные.
Хоть и работа в Qlik достаточно понятна, но по интуитивности она уступает другим лидерам.
Microsoft Power BI
Новичок на этом рынке. Но несмотря на это, из 3 лет существования, 2 года подряд он занимает строчку среди лидеров рейтинга Gartner. Инструмент предлагает достаточно большой функционал по работе с данными в рамках всего одного продукта Power BI Desktop и вам не придется устанавливать (покупать) множество программ для реализации своей цели. Но кроме Power BI Desktop, с 2017 компания предлагает Power BI Service для обмена отчетами с другими пользователями.
В Power BI есть возможность доступа к отчетам с мобильного устройства, и немаловажно, что он совместим с другими продуктами от Microsoft.
Продукт обладает большим списком возможных источников для получения данных, который постоянно расширяется. Вы можете подключаться к различного рода приложениям (веб-службам) и делать отчеты, на основе только одного источника или же нескольких.
Нельзя не отметить наличие возможностей для мощного анализа данных; наличие различных визуализаций (как встроенных, так и те, которые можно подключить или разработать самостоятельно); простоту в использовании (все действия интуитивно понятны); приятный дизайн.
Microsoft предлагает хорошую базу для обучения пользователей, в которую входят видеоуроки, учебники, конференции, документация.
Для кого-то может быть важен такой момент, что Power BI полностью русифицирован.
Отметим наличие бесплатного доступа и самую низкую цену за лицензию среди лидеров (10$). В 2017 году Microsoft выпустила Power BI Premium, который является облачным решением и обеспечивает большой объем хранения, хорошую производительность при работе с большими объемами данных. Также Power BI Premium предоставляется без индивидуальных именованных лицензий.
Интерес к Microsoft Power BI с каждым годом увеличивается, все больше компаний внедряют именно этот продукт.
Именно этому продукту мы отдаем свое предпочтение в работе и считаем, что он вполне может стать “Отраслевым стандартом” в бизнес-аналитике.
Совсем не обязательно выбирать только классический вариант BI или Self-Service BI. Могут возникать такие ситуации, когда организации может понадобиться оба типа BI.
Итак, резюмируя вышесказанное, мы можем отметить, что Self-Service BI является трендом в области бизнес-аналитики и это полезный инструмент для современного бизнес-пользователя. Но всегда надо помнить о том, что наряду с явными преимуществами в использовании Self-Service BI, есть ответственность пользователя за результаты своей работы с данными. Также мы перечислили лидеров этого рынка, среди которых оказались: Tableau, Qlik, Microsoft Power BI. Вы можете выбирать свой инструмент “по душе”, но мы отметим, что в большинстве случаев наиболее оптимальным выбором будет PBI.