На нашем последнем вебинаре мы показывали отчет о прибылях и убытках, чаще его называют P&L отчет. В этом посте хотим описать этот кейс с помощью Power BI.
Итак, P&L отчет это основной (или как минимум один из основных) финансовых отчетов любой организации. Он отражает выручку и затраты в разбивке по категориям и формируется по методу начисления (не кассовый метод), хотя для управленческих целей опытные финансисты могут каким-то образом комбинировать эти методы в своих целях. Как правило, отчет формируется в Excel и не содержит никаких визуализаций – голые цифры. В этом кейсе мы хотим показать несколько возможных примеров визуализации этих данных данных.
Мы рассматриваем воображаемую организацию, которая занимается прокатом автомобилей. Наши исходные данные – Excel файл с P&L отчетом в “классическом” виде. Структура выручки – это выручка по разным типам автомобилей, структура расходов – себестоимость (по каждому типу), а так же операционные издержки (ФОТ, аренда, налоги, реклама продажи и прочие).
В отчете содержится несколько листов – первый является оглавлением. Вы можете покликать в отчете выше для перехода к каждому виду отчетности. Следующие 4 листа (Отчеты A, B, C, D) по своей сути одинаковые отчеты построенные на одном наборе данных, отражают разные возможности по визуализации в Power BI.
Отчет А –
Наверно, это самая простая визуализация, которая сразу приходит в голову. В левой части отчета доходы, в правой расходы, посередине результат в виде прибыли. Круговые диаграммы доходов и расходов фильтруют графики динамики до каждым из них (попробуйте кликнуть на отчет). В структуру расходов можно углубиться, нажав на стрелку вниз над визуализацией, и посмотреть, какие именно операционные расходы мы несли, к примеру.
На пайчарт с доходами тоже можно покликать, чтобы посмотреть показатели по одной категории.
Кроме этого можно покликать на графики с динамикой, чтобы отфильтровать отчет по определенному месяцу.
А если требуется рассмотреть только какой-либо квартал – можно воспользоваться выпадающим слайсером наверху.
Отчет B –
Он выглядит немного симпатичнее, хотя это, конечно, субъективный вопрос;) Главное, что он построен по другому принципу и решает уже другие задачи – в частности сравнение категорий по показателям выручки и валовой маржи.
Вы можете самостоятельно изучить функционал – на нем также можно пофильтровать отчет по какому-то параметру и провалиться в иерархию затрат.
Проблема этого отчета в том, что он показыват неполные данные по марже в прибыли в разрезе категорий. Наши затраты, как вы помните, состоят из себестоимости по каждой категории и операционных затрат, принадлежат всем категориям. В этом отчете данные по марже и прибыли в разрезе категорий отталкиваются от выручки по категории и себестоимости. Операционные расходы получаются неучтенными – они должны принадлежать всем (но в каких пропорциях?), а в этом отчете не принадлежат никому.
О том, как разбивать операционные (или “внутренние”) затраты между категориями (подразделениями/отделами/направлениями) можно написать отдельную большую статью – в разных организациях разные методы используются. В следующем отчете мы рассмотрели один из них.
Отчет С –
Он сильно похож на предыдущий по структуре, но за тем лишь исключением, что операционные издержки больше не присутствуют в отчете.
Мы разбили и распределили их между категориями методом ABC костинга по доле в выручке. Простыми словами – та категория, которая принесла 80% выручки в определенном месяце – получит дополнительно к себестоимости еще 80% от общих операционных издержек. Таким образом, каждая категория получит свою долю издержек в зависимости от выручки.
Благодаря этому мы можем посчитать полную маржу по категориям, а не только валовую. А кроме этого чистая прибыль теперь формируется исходя из полных издержек.
Отчет D –
Это еще один возможный вариант представления тех же самых данных, но с большим акцентом на показатели EBIT, EBITDA, EBT, Gross margin и чистая прибыль. ABC костинга тут уже нет.
Отчет E –
P&L, как правило, рассматривается вместе с планом по доходам и расходом. Для этого отчета мы добавили еще один файл с планами и показали, как это может быть реализовано.
В верхней части отчета представлена динамика прибыли вместе с планом по месяцам и общем за год – это визуализация спидометр. Ниже аналогично для расходов и доходов – разбивка по категориям и в общем.
Уверен, что ваш P&L имеет свою специфику, поэтому для вас может быть изготовлен похожий или абсолютно иной формат отчетности. Мы будем рады Вашим обращениям.