Обзор “серебряного” отчета online-Хакатона по Power BI

5312

Продолжаем публиковать статьи с разборами решений победителей online-Хакатона по Power BI. Эта статья от Антона Лопатина из команды ADAD, занявшей второе место.

Крутым событием 2019 года для нас стал Хакатон по Power BI от ребят из myBI Connect — возможность «сверить часы» с рынком, послушать экспертов и взглянуть со стороны на принципы своей работы.

Команда

Мы — digital-агентство полного цикла. Использование такого инструмента как Power BI позволило экономить время и повысить чек. А главное — комплексному агентству не так сложно все это развернуть: и аналитики под рукой, и дата-инженеры и дизайнеры.

Работа с Power BI — командная. Типовой состав команды и распределение ролей выглядит следующим образом:
• аналитик: определяет содержание отчета (формирует перечень вопросов, на которые отчет должен, с учетом погружения в бизнес заказчика;
• дата-инженер: отвечает за получение данных из источников и создание модели;
• дизайнер: формирует интерфейс отчета и стилистику оформления (UX и оформление UI).

Задача

Основная задача отчета — ответить на вопросы пользователя, предоставить информацию в доступном и наглядном виде. Решение напрямую зависит от понимания того, как пользователь будет пользоваться отчетом.

Главный вопрос Хакатона, сформулированный организаторами, звучал так: «Насколько эффективно мы продвигали Хакатон?»

Понятно, что со стороны организатора есть несколько лиц, которые хотели бы оценить эффективность мероприятия:

• Владелец бизнеса, радеющий за популяризацию сервиса myBI Connect;
• Инициатор Хакатона, желающий чтобы конкурс состоялся;
• И человек, ответственный за продвижение, мечтающий не слить рекламный бюджет.

Возможно, на деле это один человек, но важно, что он задает разные вопросы, в зависимости от выполняемой роли.

Подробно раскрыв понятие «эффективность продвижения», мы сформулировали ключевые вопросы и решили, как можно на них ответить:

Пользователь отчета: Владелец бизнеса

Вопросы: Состоялся ли конкурс? Удалось ли охватить новую аудиторию или получилось камерное мероприятие для своих?

Как будем отвечать: Покажем охват: объем привлеченного трафика, число полученных заявок, участников, географию проекта, используемые каналы продвижения. Представим результаты опроса о знакомстве с сервисом.

Пользователь отчета: Инициатор конкурса

Вопросы: Как шло продвижение? Как конвертировался трафик в заявки и участников?

Как будем отвечать: Покажем динамику продвижения по датам проведения конкурса, в том числе в разрезе каналов продвижения. Покажем конверсионную воронку.

Пользователь отчета: Человек, создававший рекламные кампании

Вопросы: Что сработало? Где зря потратили деньги? Что можно оптимизировать?

Как будем отвечать: Выделим метрики эффективности и по ним сравним между собой каналы продвижения, системы, рекламные кампании.

Задача ясна, приступаем к моделированию и визуализации.

Моделирование

Сервис myBI Connect предоставил выгрузки из рекламных систем, данные о визитах из Google Analytics, информацию о сделках из amoCRM и множество дополнительных справочников. В качестве помощи участникам к этому набору в Сообществе прилагались статьи о структуре данных и о том, как всё связать. Мы связывали факты GA и CRM по client id.

Главный вопрос хакатона определил необходимость уделить внимание платному трафику, поэтому здесь мы реализовали атрибуцию по последнему платному источнику. Другими словами, источником каждой сделки назначался либо источник целевого визита, либо предшествующий ей платный источник, если такой был.

В остальном, мы не стали перегружать модель, плодить дополнительные таблицы и вычисления, и остались в рамках первоначальной структуры данных.

Изменения коснулись упрощения восприятия информации. Например, для удобства восприятия данных о географии проекта, мы укрупнили регионы до Мск и области, Спб и области, других регионов РФ и других стран.

С этой же целью поработали с анкетами участников: исправили опечатки, агрегировали однотипные ответы. В результате — смогли полноценно использовать карту, делать наглядные диаграммы.

Визуализация

Отчет структурирован от общего к частному. Начинаем со сводки, где освещаем общие вопросы об итогах: охват, география, каналы продвижения, динамика продвижения. Это та информация, которую организатор мог бы использовать для пресс-релиза. И это тот дашборд, который призван отвечать на вопросы бигбосса.

«Огромная работа проделана по фильтрации нужного и ненужного… Основная задача анатилика — отделять то, что отвлекает внимание» Максим Уваров.

Далее переходим к каналам, затем — к рекламным система и кампаниям. Здесь пользователь может найти информацию об эффективности каждого источника и сравнить источники между собой.

«Очень понравилась структура размещения показателей, отдельно отмечу лист номер 3» Илья Украинец.

Сравнение происходит по качественным показателям (например, конверсии в заявку). Однако, такое сравнение лишено смысла, если не учтена значимость источника. Проще говоря, конверсия 100% мало что значит, если был 1 визит.

Важно дать пользователю цельную картину: показать значимость источника (конверсию в заявки и их количество) и качество заявок (конверсию в участников), для чего 3 диаграммы стоят на одной линии.

Как сравнить денежные показатели, если при сравнении стоимости заявок показывать только те источники, где были заявки? То есть «пропадают» источники, сливающие бюджет. Мы предложили такое решение:

Серым цветом на диаграмме показаны расходы по кампаниям, которые не привлекли участников.

Особняком в отчете стоит воронка. Учитывая количество этапов сделки, организатор, очевидно, хотел увидеть воронку в решениях участников.

Рассчитали просто — одной мерой:

Воронка сделок =
CALCULATE(
COUNT('AMO Сделки'[Идентификатор сделки]);
FILTER(
ALL('AMO Параметры сделок');
'AMO Параметры сделок'[Очередность статуса сделки] >= 
MIN('AMO Параметры сделок'[Очередность статуса сделки])
)
)

Для каждого этапа сделки складываем идентификаторы сделок, находящихся на этом этапе и последующих (мы понимаем, что сделки на более поздних этапах, уже побывали на ранних этапах).

Предполагая, что пользователь захочет изучить воронку для разных источников трафика, добавили соответствующий срез. Спойлер: инсайтов там нет. Конкурсанты из разных источников продвигаются по воронке похожим образом – половина трафика отваливается на энергозатратных этапах (просмотр вебинара и получение данных).

Поскольку Хакатон был про хакатон, нам, как участникам, было любопытно увидеть результаты анкетирования, чему мы посвятили два дашборда отчета. Добавив туда срезы по источникам, мы открыли поле инсайтов.

Дизайн

Базовые возможности Power BI по оформлению ограничены. Тут без открытий 😉

Принципы работы сетки, направляющих и привязки не поддаются пониманию. Чем больше используется различных элементов (графиков, таблиц, диаграмм), тем больше однотипных операций приходится выполнять многократно: установка размеров и координат, изменение цветовой гаммы, шрифтов и так далее. Интерфейс не помогает делать это быстро. Использование тем помогает лишь в части оформления.

При создании отчета мы используем опыт разработки сайтов и печатной продукции, в частности, применения модульных сеток. Опыт, в частности, помогает создавать наборы типовых элементов (размеров) и их компоновок, объединенных общими правилами.

Итак, в основе страницы лежит 12-колоночный макет и сетка с ячейкой 10(5) пикселей. На этапе сборки в качестве фона страницы используется настроенное изображение размером 1280×960 пикселей в режиме Fit.

Размер страницы 1280×940 пикселей выбран исходя из объема содержания и с учетом того, что Power BI относится к странице как к изображению и вписывает в экран при масштабировании. При меньших объемах данных лучше придерживаться соотношения 16:9.

На базе макета собраны страницы с распределением данных в 2, 3 или 4 колонки по всей ширине страницы, а также с аналогичным делением с использованием боковой колонки (для сбора ключевых параметров).

Каждая страница и ее структурные блоки имеют заголовки. Всего применяется 2 уровня заголовков — h1, h2. Базовым шрифтом выбран Arial, для заголовков — Arial Black. В заголовках таблиц, фильтрах и легендах используются более краткие формулировки, что экономит место и ускоряет работу с отчетом.

Цветовая гамма достаточно лаконичная (кроме страницы с анкетными данными). Работа с данными происходит чуть быстрее за счет закрепления за заявками синего, а за участниками — оранжевого цвета.

Результат

Вот наш конечный отчет. Его можно покликать прямо на этой странице, рекомендую развернуть отчет на весь экран.

Файлы с отчетами всех участников конкурса, включая нас, доступны для скачивания в Cообществе myBI Connect.

Выводы

1. Создавайте BI системы для ваших проектов.
2. Участвуйте в конкурсах, общайтесь в профильных сообществах. Это может поднять ваш профессиональный уровень даже быстрее, чем качественный дополнительный курс по теме.
3. Привлекайте специалистов с различной специализацией, не стоит программисту заниматься рекламной аналитикой или аналитику — дизайном.
4. А если у вас нет отдельного дата-инженера — не беда, myBI Connect существенно упростит вход в предметную область.